Страницы

суббота, 1 февраля 2020 г.

Заметки на полях блокнота заместителя директора



Когда я приступила к своим обязанностям в качестве руководителя учебно-методического направления в нашей гимназии, передо мной встала непростая задача обучить молодых педагогов методики преподавания, взаимодействия с детьми на уроке, построению урока...И я задумалась, в чем я, будучи еще на начале своего профессионального пути, действительно нуждалась? В чем мне было просто необходимо помочь, куда направить...

На сегодняшний день, одной  из важнейших задач школьной администрации школы является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-­воспитательной среде. Решить эту проблему поможет верное регулирование системы школьного наставничества.

Каким должен быть молодой специалист в глазах родителей и детей?

Современной школе нужен профессионально-­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. 

Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально­-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Несмотря на то что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее администрация любого образовательного учреждения нуждается в методической подоплеке, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.
Одним из основных барьеров для молодого специалиста, на начальном этапе вхождения в новую деятельность, безусловно, является эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов. 

Чем помочь молодому педагогу в такой ситуации?

Бесспорно, я поняла, что решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. 

В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога ­наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Тут, сомнений никаких не было, так как коллектив у нас достаточно дружный, помогают молодым спецам адаптироваться не только тьюторы, но и вся кафедра, в целом.

Я очень хотела создать комфортную модель для возможности молодых педагогов не бояться совершить старт-ап и идти вперед, не боясь уроков, участия в конкурсах, стремясь к вверх к новым победам.

Мы убеждены, что руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем методического объединения (методических кафедр), учителем­-наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост). 

Исходя из этого, моими коллегами замами по УВР и мной разработан небольшой план для тьютора, к которому прикреплен "новенький". Мы, условно, разделили работу тьютора на три этапа.
1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3­й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Таким образом, наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
- на требования к организации учебного процесса;
- требования к ведению школьной документации;
- формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся.

Во-вторых, тьютору следует обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- разработки программы собственного профессионального роста;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному повышению квалификации;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение категории.
Выбор формы работы с молодым специалистом  начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. 

Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. 

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Нами было решено окружить начинающего учителя поддержкой со всех фронтов: методического пласта, классного руководства,  урочной и внеурочной деятельности, а ткаже комфортного психологического состояния.

Мною были составлены еженедельные графики посещения учителями занятий, которые направлены на оказание помощи.

В этом направлении работы  молодыми специалистами привлечен социальный педагог, который помогает смоделировать и разобрать конфликтные ситуации, проанализировать, проработать и сориентировать на верный результат. На занятиях учителя взаимодействуют сообща, подсказывают, делятся мнением, прислушиваются к специалисту и советуются.

Также, к работе привлечен руководитель МО классных руководителей, с которым молодые педагоги учатся составлять внеурочные мероприятия, гармоничное ведение классного часа и родительского собрания, стилистику общения с родителями.

Уроки с психологом дают возможность обсудить критичные ситуации в классе, коллективе, иногда, личные переживания и дискомфорт.

С моей стороны, я  оказываю поддержку педагогов к грамотному ведению урока. Посещая занятия, я никогда не ругаю специалиста. Мы разбираем спорные моменты и мои замечания, анализируя все, иногда вдвоем, иногда совместно со всеми молодыми спецами. Затем, я повторно прихожу на урок, видя, что молодой учитель сделал выводы из моих замечаний, исправил все недочеты. И меня это, безусловно, очень радует. 

Также, мы учимся писать научные статьи, участвуем в конкурсах, разрабатываем методические рекомендации и пособия.

Чем данная работа помогает молодому учителю? Во-первых, это, несомненно, его психологический комфорт. Затем, это стремление идти по карьерной лестнице своего профессионального роста. Это немаловажный фактор, учитывая большую текучку молодых кадров в нынешнее время.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".