Страницы

пятница, 14 февраля 2020 г.

Сдаём ЕГЭ: подготовка к ЕГЭ-2020 по английскому языку

Многие гадали, какие изменения в ЕГЭ по английскому языку-2020 подготовил ФИПИ? Можем порадовать – особых сюрпризов не предвидится. Как и прежде речь идет о 38 заданиях в тестовом формате и шести с развёрнутым ответом.
На решение экзамена даются все те же 180 минут + 15 минут на устную часть, которая сдаётся в отдельный день по желанию. При этом те, кто отказываются от неё, не смогут рассчитывать на заветные 100 баллов.
Действительно ли изменений в ЕГЭ по английскому языку-2020 не будет совсем? 
Содержание и структура ЕГЭ по английскому
Экзаменационная работа для проверки знания одиннадцатиклассников разбита на письменную и устную части. Всего в ней 44 задания — первые 38 предполагают краткий ответ, остальные 6 — развернутый. Задания составлены в рамках нормативов владения английским языком, действующих в Европе:
А2 — базовый уровень.
В1 — повышенный.
В2 — высокий.
ЕГЭ по английскому сдается в 2 этапа: письменная часть и говорение проходят в разные дни. На написание первой отводится 180 минут. Она объединяет 5 филологических аспектов:
аудирование,
чтение,
письмо
грамматические и лексические тесты.
На первые два отводится по полчаса на каждое, на остальные по 40 и 80 минут соответственно. Задания выполняются строго последовательно. На устный этап вместе с подготовкой дается ровно 15 минут.

Критерии оценивания по разным аспектам
Выполнение каждой части приносит баллы, имеющие значение для итоговой оценки. Ее максимальное значение — 100. В обеих частях государственного экзамена баллы распределяются по-разному.
Оценка за письменную часть
Тип заданийКол-воВариант ответаМаксимальный результат% в общей оценке
Аудирование9Краткий2020
Чтение92020
Грамматика и лексика202020
Письмо2Развернутый2020
Критерии оценивания письма и говорения не идентичны — сама работа отличается по количеству заданий, их сложности и присуждаемым баллам.

Оценка устной части
Тип заданийКол-воВариант ответаМаксимальный результат% в общей оценке
Говорение4Развернутый2020

Все задания на ЕГЭ оцениваются аккредитованными экспертами с соответствующей подготовкой и знанием критериев. Для устного высказывания имеет значение как объем (от 12 фраз), так и содержание. Иногда бывает так, что объем вполне достаточен, но в целом сообщение не решает поставленную экзаменаторами задачу, и наоборот. В таких случаях балл снижается.

Новые критерии ЕГЭ по английскому в 2020 году
По отношению к предыдущему году в 2019 изменились критерии оценивания задания № 40 «Письмо» и его формулировка. В остальном ЕГЭ будет оцениваться по прежним параметрам.
Сохраняется зависимость оценки за письменный экзамен от оценки за блок с говорением. Если коммуникативная задача не решена, и экзаменуемый получил за нее 0, оценки за задания под номерами 39 и 40 автоматически обнуляются. В данном случае разделы «Говорение» и «Письмо» считаются не сданными, и выпускник может рассчитывать максимум на 60 баллов. В переводе на прежнюю оценочную систему получается следующий результат:
22-58 баллов = 3,
59-83 = 4.
Для получения аттестата о среднем образовании этого достаточно. Для дальнейшего обучения в вузе — нет. По итогам 2018 года при 65-75 баллах за ЕГЭ по иностранному языку можно было рассчитывать на университет лишь регионального значения; для столичного вуза нужно не менее 81.

Как оценивается устный ЕГЭ по английскому?

Устный английский оценивается по эффективности решения коммуникативной задачи. В рамках этого раздела выполняются 4 задания.
СодержаниеВремя выполнения, мин.Балл
Выразительное чтение31
5 прямых вопросов к рекламному объявлению по ключевым словам35
Описание 1 из 3 фотографий по плану3.57
Сравнение и описание 2-х картинок3.57

По каждому пункту есть свои критерии оценивания. Задание считается выполненным на «отлично» при следующих условиях:
При чтении соблюдается ударение, интонация, фонетические правила, деление предложений на синтагмы.
Соблюдение грамматических правил при построении вопросов, включение нужной лексики и запросов, соответствие содержания коммуникативной задаче.
Свободная речь без явно выученных кусков, точное соответствие описания плану без логических ошибок.
Структура логичного монолога не менее 12 предложений, полнота описания по всем указанным элементам.
Игнорирование хотя бы одного из вышеперечисленных требований ведет к снижению результата.

Критерии оценки письменного ЕГЭ по английскому
Оценка рецептивных и продуктивных умений экзаменуемых производится по разным критериям — это видно из таблицы с составом заданий.


Чтение
Этот аспект включает в себя 3 части — варианты их оценивания представлены в таблице.
СодержаниеВремя, мин.Баллы
Подбор заголовков к текстам107
Заполнение пропусков предложенными отрывками106
Определение правильных ответов на вопросы107

При выполнении этого блока заданий оценивается умение работать с текстом — определять главную мысль, ключевые слова, ориентироваться в содержании, выстраивать логическую цепочку, устанавливать соответствие между содержанием текста и выбираемыми заголовками, отрывками, ответами на вопросы. Здесь потребуется знание грамматических правил, структуры предложений и хороший лексический запас.
Аудирование
Восприятие речи на слух, несмотря на явно устный характер, входит в письменную часть. Оно строится на письменных ответах на вопросы по прослушанному тексту. Состав заданий и варианты оценивания изложены ниже.
СодержаниеВремя, мин.Баллы
Найти утверждения, соответствующие прослушанным текстам106
Соотнесение утверждений с услышанным диалогом107
Выбор правильного ответа для каждого из 7 вопросов107
Причины снижения оценки за аудирование:
игнорирование или неправильное определение ключевых слов;
неверное толкование содержания;
слабый лексический запас;
невосприятие синонимов, антонимов, перифраз и явных подсказок.
Аудирование считается одним из самых сложных аспектов — понять прочитанный текст гораздо проще, чем услышанный. При его анализе можно ориентироваться только на слух.

Грамматика и лексика
Цель — выявить уровень владения основами английской грамматики и объем словарного запаса. Все задания в этом блоке предполагают краткий ответ — на выполнение дается 40 минут. Виды задания представлены ниже.
СодержаниеВремя, мин.Баллы
Заполнение пропусков словами в подходящей форме126
Вставить пропущенные слова в нужной форме156
Выбор верного ответа из 4 предложенных127
При оценивании значение имеют следующие факторы:
правильная временная форма и залог глаголов;
умение образовать причастие от глагола;
владение степенями сравнения имен прилагательных;
знание правил образования порядковых числительных;
изменение слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний;
умение составлять однокоренные части речи;
нюансы сочетания слов и их осмысленный выбор для предложений.
Пренебрежение любым из пунктов влечет за собой снижение общего результата. Здесь оценивается именно практическое применение изученного материала.

Письмо
Заданиям 39 и 40 уделяется особое внимание и максимум времени — 80 минут. Для экзаменуемого они представляют трудности, связанные с решением коммуникативных задач. Текст нужно не просто грамматически правильно составить и записать, но и достигнуть поставленной цели.
СодержаниеВремя выполнения, мин.Баллы
Письмо другу с ответами на его вопросы и формулированием собственных206
Эссе, отражающее мнение о данном утверждении6014
Оба задания данной части экзамена предполагают развернутые ответы, к объему которых предъявляются жесткие требования — допустимые отклонения + 10 %. Ниже приведены нюансы, влияющие на оценку:
соблюдение объема текста — 100-140 слов для № 39 и 200-250 для № 40;
правильность оформления письма и эссе соответственно — обращение, приветствие, введение, изложение своей позиции, заключение;
разбивка на абзацы, деление на смысловые части;
аргументирование каждой мысли;
отсутствие абзацев с одним предложением — каждая смысловая часть должна быть обоснована;
соблюдение стиля: разговорного для письма и формального для эссе;
логичность и последовательность изложения.
Поскольку № 39 и № 40 вызывают особые трудности как у экзаменуемых, так и у проверяющих, разберем ниже критерии оценки эссе и личного письма более подробно.

Как оценивается задание № 39 ЕГЭ по английскому?
Для оценки 39 задания используются 3 критерия. Количество возможных баллов – 6.
КритерииРаспределение баллов
012
К1 — уровень коммуникации
  • В ответе нет 3 и более аспектов;
    или
  • отражены все нужные пункты, но не полном объеме или с неточностями;
    или
  • недостаточный объем;
    или
  • более 30 % написанного — явное цитирование
  • Не все аспекты есть в тексте;
    или
  • в ответе освещены все необходимые пункты, но 2-4 описаны не в полном объеме;
  • нюансы, не попадающие под 0 и 2
  • Полное раскрытие всех аспектов;
  • наличие в тексте точных, развернутых ответов;
  • грамотно выбранный стиль изложения;
  • соответствие цели высказывания;
  • употребление привычных англичанам норм вежливости.
Допустимое отклонение — один не точно раскрытый аспект
К2 — Построение текста
  • От 3 логических ошибок;
    или
  • более 3 нарушений логической связи;
    или
  • текст без абзацев;
    или
  • более 3 нарушений правил оформления письма
  • Нарушение логики текста;
  • неверный выбор средств логической связи;
    или
  • неправильное выделение абзацев;
  • недочеты, не попадающие под оценку в 2 или 0
  • Логичный текст;
  • верный выбор средств логической связи;
  • правильное деление абзацами на смысловые части;
  • соблюдение правил английского письма.
Допустимые отклонения
Не более 1 ошибки в следующих аспектах:
  • логическая структура,
  • смысловое разбиение на абзацы,
  • установление логической связи,
  • нормы оформления писем
К3 – Стилистическое и лексическое оформление текста
  • Уровень владения лексикой и грамматикой ниже базового;
  • от 5 ошибок в грамматике и / или лексике;
    и / или
  • от 5 ошибок в орфографии и / или пунктуации
  • Лексикон и грамматика чуть ниже базового уровня;
  • 3-4 ошибки в грамматике и / или лексике;
    или
  • 3-4 недочета по пунктуации и / или орфографии.
  • Соответствие лексики и грамматики базовому уровню;
  • без недочетов по всем языковым аспектам.
Допустимые отклонения:
  • 1-2 ошибки в выборе лексики и / или грамматических структур;
    или
  • 1-2 ошибки в орфографии и / или пунктуации.
Получение 0 баллов по К1 сводит на нет все задание — в этом случае оно считается невыполненным.

5 критериев оценки задания № 40 на ЕГЭ по английскому языку
Выполнение задания № 40 может принести до 14 баллов. Оценка складывается, исходя из описанных в таблице ниже параметров.
БаллыУровень коммуникации — К1
0
  • Отсутствие 3 и более важных аспектов или описание всех, но не в полной мере;
  • несоответствие объема;
  • 30 % и более — явно не собственная речь автора
1
  • Отсутствие 1 или 2 аспектов либо 3-4 требуют дополнений,
  • явные нарушения стилистики
2
  • Неточное раскрытие 1-2 аспектов,
  • в целом правильное речевое оформление.
Допустимое отклонение: от 2 до 3 нарушений стиля изложения
3
  • Выполнение в полном объеме с отражением максимально возможного числа аспектов,
  • правильное стилистическое оформление и логическое построение текста.
Допустимое отклонение: не более 1 нарушения официально-формального стиля
Организация текста — К2
0
  • Не менее 5 логических ошибок,
    и / или
  • от 5 неправильно использованных средств логической связи,
    и / или
  • несоблюдение плана ответа,
    и / или
  • нет абзацев
1
  • Редкие случаи отсутствия логики повествования,
  • существенные отклонения от плана ответа,
  • множественные пробелы в логике,
  • ограниченный выбор средств установления логической связи,
  • отсутствие абзацев
2
  • До 2 логических ошибок,
    и / или
  • до 2 недочетов по использованию средств логической связи,
    и / или
  • до 2 отклонений от плана,
    и / или
  • до 2 недочетов при выделении абзацев
3
  • Стилистически и логически правильный текст,
  • структура строго по плану,
  • верная разбивка на абзацы
Лексическое оформление — К3
0
  • Низкий порог обладания лексикой — ее несоответствие высокому уровню,
  • от 5 лексических ошибок
1
  • Уровень владения лексикой ниже высокого,
  • от 4 ошибок в подборе слов для текста
2
  • Владение лексикой на высоком уровне,
  • не более 3 лексических ошибок,
    или
  • ограниченный словарный запас при отсутствии лексических ошибок
3
  • Владение лексиконом на высоком уровне,
  • фактически нет лексических неточностей.
Допустимое отклонение — 1 ошибка в выборе слов
Грамматическая составляющая — К4
0
  • Грамматическая структура текста далека от высокого уровня,
  • от 8 ошибок в грамматике
1
  • Не все грамматические единицы на высоком уровне,
  • от 5 до 7 ошибок в грамматике
2
  • Грамматическое построение на высоком уровне,
  • от 3 до 4 ошибок
3
  • Все структуры соответствуют высокому уровню,
  • фактическая грамматическая правильность.
Допустимое отклонение — до 2 ошибок на разные грамматические правила
Пунктуационно-орфографические требования — К5
0
  • От 5 ошибок
1
  • От 2 до 4 ошибок
2
  • Отсутствие орфографических неточностей и описок,
  • правильное применение знаков препинания.
Допустимое отклонение — 1 ошибка в орфографии и / или пунктуации
Таким образом, соблюдение орфографических и пунктуационных правил может принести 2 балла на письменном ЕГЭ.

Изменения в оценивании письма в 2020 году
Как было сказано выше, по сравнению с критериями 2018 года изменениям подверглась только формулировка задания № 40 и критерии его оценивания. Теперь для письменного рассуждения можно выбрать одну из двух тем и выразить по ней свое мнение. Правила оформления остались прежними – так же эссе оформлялось в 2018 году.
Новшества введены в критерии оценивания письма на ЕГЭ по английскому для выставления 1 и 0 баллов и касаются только одного аспекта — решения коммуникативной задачи. Если преподаватель считает, что данная задача не решена, все задание считается не выполненным.
1 балл за К1 подразумевает частичное выполнение задания:
нераскрытие 1 или 2 аспектов,
частичное освещение 3 или 4 аспектов,
один аспект пропущен совсем и еще 1-2 изложены недостаточно подробно,
пренебрежение нейтральным стилем — до 4 случаев.
0 баллов за К1 = полное невыполнение:
результат по критерию К1 не попадает под присуждение 1, 2 или 3 баллов;
нарушение требований по объему;
более 30% сообщения не собственного сочинения — заимствовано из источника.
Требования к присуждению 2 и 3 баллов за задание № 40 не претерпели изменений по отношению к требованиям 2018 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".