Страницы

пятница, 2 апреля 2021 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА VS ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 #школамолодогопедагога #школазаместителядиректора #ИШН

Современный урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Но больше, чем подготовка современного урока и посещение того самого урока заместителем директора или педагога-наставника, молодого учителя пугает составление таинственного "плана-конспекта". Хуже, если "технологическую карту завуч запросит".

В нашей гимназии молодых учителей такими понятиям, конечно же, не испугать. В рамках Сетевой инновационной школы наставничества для молодых специалистов мы проводим интенсивы по грамотному составлению документации, которая НЕОБХОДИМА на уроке.

Для начала, позвольте небольшое отступление. Хотелось бы сказать пару слов о том, как вообще зародилась Сетевая инновационная школа наставничества. Переступив порог гимназии в свой первый рабочий день в качестве заместителя директора в моей голове крутилась мысль о том, как же тяжело начинать что-то новое в своей жизни. Пять лет учебы в педагогическом ВУЗе, аспирантура, работа в техникуме в качестве преподавателя английского языка, репетиторство - во всем этом я варилась, зная, что за плечами 6 лет педагогического стажа, не много, не мало... Но и эти 6 лет не помогли мне, приступив к исполнению обязанностей по учебно-методической работе. Я понимала, что говорить тогда о молодом педагоге,  которым я тоже когда-то была: педагогический коллектив занят привычной рабочей суетой, особой помощи получить не от кого. Никто не объяснит: что такое КТП? Как сверстать Рабочую программу? Что такое УУД? Когда я на 4 курсе пришла работать в школу, а затем и в техникум, со мной никто "не возился". Если какие-то поручения я не выполняла, то кроме упреков в адрес, никакой помощи не поступала.

Возможно, именно это и есть одна из причин, почему молодые специалисты бегут из образования...А в учреждениях, где я работала, такая бешеная текучка кадров.

Вспомнив свой тернистый педагогический путь, пришло осознание, что работу с молодыми педагогами пора в корне поменять. 

Свой первый интенсив с молодыми коллегами я начала с фразы "какие эмоции вызывает у вас фраза "конспект урока"? "Страх, панику, грусть, апатию"... Помню, что никто не назвал ни одной положительной эмоции. Почему так? Чистая психология: все новое вызывает в нас отрицание. 

Что такое конспект урока?

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:
ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.
ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.
ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, видеомагнитофон, телекамеру, колонки и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога): № п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин
ХОД УРОКА - основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. 
Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА VS ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Термин «технология» нынче очень модное слово во всех сферах жизни человека. Где только не услышишь его. Мы слышим о внедрении различных технологий по радио и телевидению, читаем о них в газетах и журналах. Все технологии являются инновационными и передовыми. Сегодня разнообразные технологии пришли и в образование.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний (вспомним, как часто ученики, которые были как казалось очень успешными в школе, не могли найти себя в социуме), а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения, на основе современных исследований, формируются случайным образом, не системно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь".

И тогда на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учѐных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. Именно она может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребѐнка.

Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально- педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно- деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно- деятельностного подхода и ФГОС, учитель должен уметь:
  • грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;
  • проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;
  • организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;
  • анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему. Для этого, по мнению института РАН, необходима технологическая карта урока.
Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.
При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии:
  • технологическая карта имеет статус документа;
  • в ней записан весь процесс;
  • указаны операции, их составные части;
  • названы материалы;
  • перечислено оборудование;
  • указаны инструменты;
  • обозначены технологические режимы;
  • рассчитано время;
  • определён квалификационный статус исполнителей.
Создание технологической карты урока следует начинать с составления пояснительной записки, в которой необходимо отразить:
  • название темы урока, класс
  • место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы;
  • краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока;
  • как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного урока,
  • список используемой литературы.
  • актуальность использования средств ИКТ (при необходимости)
  • вид используемых на уроке средств ИКТ
  • необходимое аппаратное и программное обеспечение
По ходу составления пояснительной записки формулируется цель и задачи урока.

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. При формулировке цели следует сконцентрировать внимание на её дидактической составляющей с конкретной «расшифровкой» : детализацией задач по итогам урока: знать, уметь, понимать, исследовать, формировать УУД.

Следующий этап составления технологической карты урока это заполнение таблицы отражающей содержательную часть урока.

Содержательная часть урока это любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы, при разработке урока следует обратить внимание на:
  • содержание (четкая структура урока - этапы урока, распределение времени, назначение каждого этапа, т.д.; непременное выполнение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм)
  • собственно методика (подробная схема урока с предусмотренными вариантами развитии событий и отклонениями);
  • организационные формы (как организована работа - педагога и учащихся - на любом этапе урока; абсолютно четкая и ясная мысленная модель урока; т.п.);
  • средства обучения (плакаты, стенды, обучающие программы; особое внимание системе вопросов, примеров, упражнений, задач; их корректной постановке и формулировке).
В отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

В учебном процессе работа с технологической картой способствует освоению ведущих понятий системно-деятельностного подхода, а также овладению практикой проектирования уроков, отвечающих современным требованиям к обучению.

Надеюсь, данная статья была полезна.

А здесь можно познакомиться с критериями оценивания методистом современного урока.

5 комментариев:


Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".