Страницы

вторник, 22 октября 2019 г.

К вопросу о ценности самообразования педагога


Авторы: 
Ерохова О.П., зам.директора по УВР
Нашеба Л.В., зам.директора по УВР
Шепелина О.Б., зам. директора по УМР
Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Предлагаем вам познакомиться с некоторыми теоретическими аспектами самообразования. Уверены, каждый вдумчивый педагог увидит несколько точек роста собственного профессионализма.
Поговорим о ценности самообразования педагога.
На современном этапе развитие образования, модернизация качества обучения и воспитания напрямую зависит от того, насколько подготовленным является педагог. Без сомнений,  подготовка должна постоянно повышаться - периодически необходимо проходить курсы повышения квалификации, выходить на онлайн-семинары, участвовать в них, заявлять о себе в конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.

В системе самоподготовки главной задачей является изменение индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Путь работы педагога предполагает развитие его собственного мышления, проявляется в приобретении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предпринять последствия изменения образовательной среды и предвидеть результаты своей деятельности, а также, обнаруживать желания потребителя в данный момент и на будущее проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с тем, что заявляет потребитель.

Однако, насколько бы ни был одарен и талантлив учитель, как бы ни был способен к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Факторы, которые чаще всего называют педагоги, — это нехватка времени, недостаточное количество источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же может поспособствовать учителю для самосовершенствования, позывом к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Творчеству научить  нельзя, но поспособствовать активности педагогов сделать несколько ступеней в своем профессиональном развитии вполне реально. Нужно создать такие условия, которые помогут активироваться. 
Стоит выявить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- необходимость поиска и анализа новой информации;
- желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
- соответствие современным требованиям;
- конкуренция;
- общественное мнение;
- интерес к делу.

На сегодняшний день, апробируются самые различные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования.
Любая деятельность не имеет смысла, если в ее результате не создается запланированного продукта, достижений, результата. И в личном плане самообразования учителя должен быть список планируемых результатов, которые должны осуществляться за конкретный намеченный срок.
Таковыми могут быть результаты самообразования учителя:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- повышение престижа образовательного учреждения.

В заключении отметим, что чем больше учитель получает информации, методов и средств в своей работе использует учитель, тем больше возрастает результативность. Коэффициент эффективности  самообразования учителя — это, без сомнений, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и его профессионально-квалификационный рост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".