Недавно увидела интересную статью по методике преподавания АЯ: "Некоторые методисты называют XXI век “Postmethods Era”. Почему? В наши дни большинство техник в методике преподавания английского языка уже опробованы, и сложно придумать новое, но преподаватели — люди, находящиеся в постоянном поиске эффективных способов обучения, благодаря чему и появляются ответвления уже известных методов:
- Индивидуальный подход к обучающимся (метод подстраивается под ученика, а не наоборот, need analysis);
- Более активная роль учащихся (student-centered lessons);
- Использование онлайн ресурсов в обучении (учебные видеоролики, веб- упражнения и тесты, онлайн-платформы для обучения);
- Частое применение игровых заданий (edutainment);
- Глобализация и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
- Внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб- коллажи, проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов);
Хотя коммуникативный подход и является актуальным, появились его модификации, новые подходы в методике. И я бы хотела рассмотреть наиболее популярные из них.
Первый методический подход называется "Task based learning"
Подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине 2000-х.
Теоретические основы заложили: Peter Skehan, Rod Ellis, Jane Willis и другие. Основные принципы: TBL - ответвление коммуникативного метода, в котором ученики выполняют аутентичные задания; использование материалов и упражнений, которые ученики выполняют в повседневной жизни; главное — решить поставленную задачу (взять машину напрокат, провести собеседование), используя языковые структуры, которые есть в обиходе ученика; выполнение задания включает: Task > Planning > Report (1996, Jane Willis).
Учащиеся обязательно рассказывают о том, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса — это является одним из отличий от традиционного метода PPP (presentation, practice, production). Глобализация и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн); Внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб- коллажи,проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов); Выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотр.
Следующий не менее известный подход в методике "CLIL (Content and Language Integrated Learning)".
Этот прием известен с 1994 г., но популярность набрал с середины 2000-го. Термин придумал David Marsh. Основные принципы: другие предметы изучаются посредством английского языка, т.е. учим не только язык, но и содержание. Приобретаем знания и изучаем язык; контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами (иллюстрациями,графиками, диаграммами); все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня. Проблемы: нехватка материала и квалифицированных преподавателей.
Еще один интересный методподход называется "Dogme ELT".
Появился в 2001 году. Теоретические основы заложил Scott Thornburry. Основные принципы: “Свобода” от учебников и планов уроков: ключевые структуры языка не подготавливаются преподавателем заранее, а “всплывают” в учебном процессе. При этом урок может быть абсолютно непредсказуем для преподавателя; Контент создаётся учениками (диалоги, аудио и видеозаписи); всё происходящее на уроке, включая материалы, имеет прямое отношение к жизни школьников. Недостатки: требует от учителя гибкости, умения быстро переключаться и большого опыта.
Не подходит для подготовки к специализированным курсам, например, экзаменам, и использовании для начальных уровней.
И, в завершение, пару слов хотелось бы написать про такой известный методический подход, как "Flipped classroom".
Основателями считаются Jonathan Bergman и Aaron Sams. Позже этот тренд стал использоваться и в преподавании английского языка. Основные принципы: задание даётся учениками на проработку до урока (например, видеолекция по грамматике), на самом занятии время не тратится на разбор теории, всё внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике; Ученики занимаются в удобном для них темпе и приходят на урок подготовленными; Благодаря самостоятельной работе преподаватели успевают охватывать больше материала. Недостатки: подходит для мотивированных учащихся уровня выше среднего. Представляет собой обучение в стиле лекции, при этом дети получают информацию пассивно. Они не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".