Повышение профессионального мастерства и продвижение по карьерной лестнице невозможны без самообразования. И для большинства, самообразование - это повод идти "в ногу" с современной методикой, новыми направлениями и идеями, совершенствовать себя и свои навыки.
- необходимость поиска и анализа новой информации;
- желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
- соответствие современным требованиям;
- конкуренция;
- общественное мнение;
- интерес к делу.
Что же нужно для того, чтобы выбрать верное направление в своей дорожной карте самообразования? В своей работе я часто замечаю, что педагоги (в особенности, молодые специалисты) не до конца понимают, что требуется от них в разрезе самообразования. Я подумала, что для многих крайне полезным будет разбор "по полочкам".
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптацию своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
В основе самообразования – личностный подход. В связи с этим, самообразование представляются как процесс, который регулируется личными мотивами педагога. Как правило, необходимость в самообразовании возникает тогда, когда у преподавателя вырабатывается способность анализировать свою деятельность критически, ставить перед собой профессионально значимые цели.
Направленность саморазвития и его успех обусловлены способностью преподавателя к активной и целеустремленной деятельности. Самообразование также связано с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от общепризнанных (авторитетных) взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.
Правило №1 "Значимая роль в самообразовании - роль директора"
Самообразование предполагает не только чтение профессиональной литературы. Важно быть в курсе новинок литературы, искусства, музыки, кино, знать современные подходы к развитию науки и общества. Особо значимыми при этом становятся умения самоорганизации, умения рационально распределять время. Для многих учителей гимназии в течение многих лет примером неустанного, «мудрого» самообразования была деятельность нашего директора Криштафович Т.С., ее умение ораторского мастерства, тактичности и педагогической чуткости. Ее всегда отличали высокий профессионализм, широкая эрудиция, яркая, выразительная речь, необыкновенная память. Ею лично были отобраны высококомпетентные специалисты в области образования не только в Краснодаре, но и в других регионах. Когда директор поддерживает и направляет учителей в нужное русло, процесс самообразования, безусловно, протекает гораздо легче.
Правило № 2 "Саморазвитие себя как личности"
Нашим молодым специалистам мы неоднократно повторяем, что каждый стремящийся к самосовершенствованию педагог должен не только регулярно изучать новинки научной литературы, но хотя бы несколько минут в день посвящать чтению хорошей поэзии, которая необыкновенно обогащает человека, открывает перед ним необозримую красочность бытия, творит симфонию разума, служит фактором его профессионального и общекультурного роста.
Правило № 3 "Мотивация"
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:- необходимость поиска и анализа новой информации;
- желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
- соответствие современным требованиям;
- конкуренция;
- общественное мнение;
- интерес к делу.
Если на пути реализации своей дорожной карты вы будете мотивировать себя по этим пунктам, процесс самообразования станет не просто "для галочки" и обретет статус любимого занятия.
Правило № 4 "Организация процесса"
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога. Опять же, придерживаясь списка ниже, вам будет намного проще запустить процесс реализации задуманного.
Мною выделены следующие формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
- с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации, вычислительной и оргтехники, библиотек, музеев, исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Правило № 5 "Мотивируй себя на результат"
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы же могут быть результаты самообразования учителя:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".