четверг, 25 ноября 2021 г.

Мысли вслух...

«Too young to be careless»

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет качественную характеристику. На мой субъективный взгляд, даже более, чем любая другая. Основная задача педагога, классного руководителя – воспитать не будущего доктора, строителя, учителя или журналиста, а прежде всего – личность. Научить ребенка овладевать знаниями по собственной инициативе, посадить в нем зерно самовоспитания и выстроить прочную систему ценностей. То есть выпустить во взрослую жизнь человека, способного качественно овладеть навыками будущей профессии, и, если понадобится, готового и не боящегося подстроиться под реалии окружающей действительности. Когда я размышляю над этим вопросом, в голове всегда крутятся бьющие по сознанию любого педагога слова героини Нади из культового фильма «Ирония судьбы или с легким паром». Ошибки учителей менее заметны, чем врачебные, но в конечном счете они обходятся людям не менее дорого.

Мой путь в классном руководстве начался с «инверсии». Придя работать в свою родную школу и совсем недавно окончив учебу в университете, я стала классным руководителем аж 8 класса. Так сложились обстоятельства, что внезапно, посреди учебного года, в феврале, еще вчерашней студентке пришлось стать «классной мамой» достаточно взрослых детей. Детей, чья нравственная, волевая и мировоззренческая база уже почти сформировалась, и сформировалась без моего участия. Опередив события, скажу, что, несмотря на все сложности, я безмерно благодарна предшествующим классным руководителям, семьям детей и непосредственно самим детям. Конечно, нам потребовалось время, чтобы узнать друг друга, но тогдашний 8 «Г» не разочаровал меня ни разу. Это была прекрасная «безкарантинная» пора, в которую, за пару лет совместной работы, мы успели совершить многое и, действительно, породниться. За этот промежуток пришло понимание многих вещей. Для себя я прочно выделила и осознала то, что ниже сформулирую в совсем неметодических, а скорее в морально-нравственных тезисах:

1. Нормированный рабочий день классного руководителя – вещь эфемерная. Конечно, все мы понимаем, что «in touch» ты должен быть практически постоянно. Более того, в твои обязанности входит качественно давать обратную.

2. Дети – барометры. Причем, измеряющие особую величину – искренность. Искренность твоей заинтересованности в том, что ты пытаешься донести до них, в том, насколько ты хочешь, чтобы это получилось и в том, получаешь ли ты сам от своего нахождения на уроке удовлетворение.


3. Самообразование с тобой 24/7, пока ты в этой профессии. Начиная от профессиональных конкурсов, часов мужества, классных часов, внеклассных мероприятий, заканчивая своими же уроками (к сожалению, издательства учебников не всегда успевают за реалиями современности, но как можно, ведя курс делового английского в 11 классе, не выгадать из программы хотя бы час, чтобы посвятить его Fake News). Все это так или иначе обязывает тебя идти в ногу со временем и периодически бывать в роли обучающегося.

4. «Я вам друг, но не подружка». Цитата одной из молодых коллег, Регины Алексеевны Павленко, которая прочно закрепилась в учительском сознании. Быть общительным и открытым учителю необходимо, и если дети делятся с тобой, значит, доверяют. Доверяют свои первые влюбленности, переживания, характерные возрасту, страхи. У молодого специалиста, как правило, куча вопросов о том, как найти золотую середину в общении с детьми и родителями, добавлять / не добавлять детей в друзья в социальных сетях, прерывать или не прерывать прослушивание сомнительных (в твоем понимании) исполнителей на перемен. Вышеупомянутый тезис, как ни странно, в таких случаях разграничивает твои внутренние сомнения.


5. Большинство детей готовы и хотят учиться. Страшилки о том, что дети сейчас разбалованы и неуправляемы, вероятно, принадлежат тем, кто столкнулся со школой посредственно и ненадолго. Большинство школьников имеет понимание своего нахождения в стенах школы и достаточно амбициозно.

Список пополняется по сей день, и, на самом деле, гораздо шире. Уверена, что работа над ним завершится лишь с выходом на пенсию. Так или иначе, цитируя классическое для педагогических ВУЗов изречение Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе к делу и к ученикам, он - совершенный учитель», хотелось бы все же быть совершенным.

                                                                                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".